ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ В МУК-21
Задачи предпрофильного обучения — выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе. Помочь решить данную задачу может система элективных курсов для девятиклассников. Методическая работа по предпрофильной подготовке заключается в проведении семинаров, курсов по этой проблеме и направлена на то, чтобы показать, каково место элективного курса в соотношении как с общеобразовательными, так и с базовыми профильными предметами:
· какие межпредметные связи реализуются при изучении элективных курсов, какие общеучебные и профильные умения и навыки при этом развиваются,
· каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся, профессионального самоопределения.
Учителям, участникам семинара МУК-21 по проблемам предпрофильной и профильной подготовки по ИИТ предлагается широкий спектр тем элективных курсов, их программ и рекомендации по разработке авторских элективных и профильных курсов. Методика обучения в рамках элективных курсов только начинает формироваться. Тем не менее, для педагогов, осваивающих новые методики подготовлен специальный пропедевтический тренинг.
Перечень
включает в себя элективные курсы, разработанные в Опорной школе МУК-21 «Коньково»
в
рамках темы «ШИП» первого и второго уровней
Методические
рекомендации по разработке элективных курсов
для профильной подготовки учащихся
в МУК-21 /
Мячев А.А., Шишорина Н.А., МУК-21, 2004,
2006
Программирование
на языке С/С++. Применение к задачам прикладной математики / Грушин В.А.,
МУК-21, 2004
Flash технология
/ Разина М.С., МУК-21, 2004
Мультимедийные
технологии / Приградов М.Е., Харлова О.В., МУК-21, 2004
Компьютерная
графика и дизайн, Веб-дизайн / Матвеев А.С., МУК-21, 2004
Программирование
на Java-script, PHP / Разина М.С., МУК-21, 2004
Объектно-ориентированное программирование / Огородников Е.В., Харлова О.В.,
Шишорина Н.А., Цехоня С.И.
Локальные сети:
Структура, Протоколы, Монтаж и эксплуатация, администрирование сетей и систем /
Мячев А.А., Командровский В.Г., Харлова О.В., Цехоня С.И.
Компьютерное
моделирование / Огородников Е.В., Харлова О.В.
Издательское
дело (интегрированный межпредметный курс) / Мячев А.А., Огородников Е.В.,
Шишорина Н.А.
Авторская
методика решения конкурсных задач, спрофилированных на МИЭМ / Ивашов Е.Н.,
Никифоров С.В., 2005
Деловое общение «Протокол и этикет / Пахомова Т.В.
Деловой английский / Веремчук О.Ю.
Интернет-маркетинг / Винокуров Е.Ф.
Экономика и
право. Управление кадрами / Винокуров Е.Ф., МУК-21, 2004
Формирование
информационной культуры школьников. Информационная цивилизация / Корнеева Л.Ф.
Офисные
компьютерные технологии / Матвеев А.С., Мячев А.А., Харлова О.В., Цехоня С.И.,
Шишорина Н.А., 2005
Компьютерные
сети, Интернет, мультимедиа технологии / Мячев А.А., Командровский В.Г., Харлова
О.В., 2005
Алгоритмизация и
решение задач в ЭТ / Мячев А.А., Нещеретов П.И., Приградов М.Е., Цехоня С.И.,
2006
Учебно-практическое гипертекстовое пособие по
информатике, прикладной математике и экономике для профильного обучения
/ Мячев А.А., 2006
Создание
сайта «Рабочий портфель учащегося» в Интернет (9-10
кл.) / Мячев А.А., Шишорина Н.А., 2006
Таким образом, в настоящее время существует множество актуальных элективных курсов в Опорной школе МУК-21 «Коньково» и задача учителя - изучить программы и предложить учащимся как можно больше таких курсов, чтобы удовлетворить самые разнообразные интересы школьников в области информатики и информационных технологий, а также в межпредметных значимых для учащихся образовательных областях.
Источники информации
http://www.ntf.ru/rus/index.htm
Мячев А.А., Шишорина Н.А., МУК-21, 2006
Рецензент: Е.В. Огородников, доктор педагогических наук, профессор, член экспертного совета ГЭП
Программа элективного курса должна содержать разделы:
аннотацию (название, основное содержание, для кого предназначен курс); цели и задачи изучения курса;
основные компоненты содержания курса; методы и формы обучения; ожидаемый результат изучения элективного курса;
контроль уровня достижений (включая состав рабочего портфеля по курсу - портфолио)
тематический план; источники информации (литература, компакт-диски и/или интернет ресурсы).
Аннотация была краткой и должна давать полное представление о курсе, в чем его привлекательность для учащихся, для учителей, школьного сообщества в целом. Необходимо четко продумать место курса в образовательном процессе. Важно показать какое место курса в соотношении с общеобразовательными и с базовыми предметами: какие межпредметные связи реализуются при изучении элективного курса, каким образом создаются условия для активизации познавательного интереса учащихся.
Цели и задачи изучения курса желательно сформулировать в терминах, понятных учителю и учащимся. Цель курса – для чего он изучается, какие потребности субъектов образовательного процесса удовлетворяет? Желательно продумать цели всех субъектов образовательного процесса: учащихся, учителей, школьного сообщества в целом, ориентируясь на необходимость развития образования. В соответствии с целями формулируются задачи изучения курса – что необходимо для достижения целей? Над чем конкретно предстоит работать учителю и учащимся при изучении курса?
Основные компоненты содержания курса. Этот раздел программы отражает содержание теоретических и практических знаний, а также суть самостоятельной работы учащихся, основные знания (факты, понятия, представления, идеи, принципы), умения и навыки, методы и виды деятельности. Важно указать какие разделы и из каких школьных курсов должны быть предварительно освоены. Следует показать, как это содержание способствует внутрипрофильной специализации обучения и формирования профильных умений, для каких профессий полезны формируемые умения и навыки. Желательно указать и в каких материалах реализуется содержание курса (учебные пособия, дополнительная литература, справочники, энциклопедии, хрестоматии, электронные/мультимедийные пособия)
Методы и формы обучения должны определяться требованиями профилизации обучения, учета индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Основные приоритеты методики изучения элективных курсов в профильной подготовке:
· междисциплинарная интеграция,
· обучение на основе опыта и сотрудничества,
· учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся,
· интерактивность (работа в малых группах, метод проектов и экспресс проектов, тренинги, ролевые игры, имитационное моделирование),
· личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (большее внимание к личности учащихся),
· ориентация на индивидуальные способы обработки информации и коммуникации учащимися.
Ведущее место в обучении следует отвести методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим поисковую активность учащихся. Значительной должна быть доля самостоятельной работы учащихся с различными источниками информации (технология аналитического и критического мышления). Данный подход позволит создать психологический климат, в основе которого — доверительность, взаимопомощь, сотрудничество.
Формы организации учебных занятий. При их определении следует исходить прежде всего из специфических целей курса. Важно предусмотреть использование таких методов и форм обучения, которые давали бы учащимся представление об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения.
Итак, основные требования к содержанию и методике элективных курсов в том, чтобы они обеспечивали:
· актуальную личностную и социально значимую тематику,
· поддержку базовых курсов, а также возможность углубленной профилизации и выбора индивидуальной траектории обучения,
· опору на такие методы и формы организации обучения, которые отвечали бы образовательным потребностям учителя и учащихся и были бы адекватны будущей профессиональной деятельности.
Ожидаемый результат изучения элективного курса – это ответ на вопрос: какие знания, умения, опыт, необходимы для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончанию.
Результаты обучения могут быть сформулированы как в терминах «учащийся должен знать, уметь, иметь опыт».
Важно продумать и описать формы промежуточного контроля, формат итоговой зачетной работы по курсу. Отметка может выставляться в форме зачтено/незачтено и по бальной шкале. Желательно, чтобы формы и содержание контроля уровня достижений учащихся согласовывались с требованиями контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по базовым предметам.
Контролировать уровень достижений учащихся можно таким способом, как наблюдением активности на занятиях, беседы с учащимися, родителями, экспертные оценки других педагогов, анализ творческих исследовательских работ, тестирование, анкетирование.
Проводить итоговую аттестацию по результатам изучения курса можно с помощью специальной зачетной работы (экзамен, итоговый тест) и с учетом рабочего портфеля (портфолио) ученика, то есть совокупности самостоятельно выполненных работ по курсу (схемы, задания, макеты, рефераты и пр.). Итоговая оценка может быть накопительной, когда результаты выполнения всех предлагаемых заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончанию курса. При этом можно использовать и рейтинг заданий.
Необходимо представить тематический план, в котором отражается основное содержание разделов/тем курса с указанием бюджета времени на их изучение. Отдельно представляются практические, лабораторные и экскурсионные проекты с указанием бюджета времени на их проведение.
Источники информации: литература указывается для учителя и учащихся, компьютерные программы и/или интернет ресурсы.